В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая. Кроме того, выделяют направления: глобальные компетенции, креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
Естественно-научная грамотность | Способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. |
Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты, способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. |
Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции | Способность
|
Основные подходы к формированию функциональной грамотности школьников
- Компетентностный подход в образовании - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
- Технологический подход - комплекс педагогических технологий и практик по созданию условий для практической реализации навыков обучающихся, сформированных в процессе обучения в школе.
- Коммуникативный подход к формированию функциональной грамотности в обучении направлен на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания родной и иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых навыков в различных жизненных ситуациях.
- Деятельностный подход в обучении, в широком смысле, основан на реализации процесса деятельности человека, направленного на становление его сознания и личности в целом. Поэтому деятельностный подход к формированию функционально грамотной личности основан на деятельностных методах обучения.